Офис

г. Екатеринбург ул. Вишневая, д.35, оф. 202

Заказать звонок
Офис

г. Екатеринбург ул. Вишневая, д.35, оф. 202

Заказать звонок

Щебень с доставкой

Товарная продукция отвечает требованиям по качеству ГОСТов и технических условий

Контакты
Офис

г. Екатеринбург ул. Вишневая, д.35, оф. 202

Главная / Статьи / Роль щебня фракции 40-70 мм в создании надежных железнодорожных насыпей

Роль щебня фракции 40-70 мм в создании надежных железнодорожных насыпей

Содержание:

Надежность и безопасность железнодорожных путей — критически важный аспект транспортной инфраструктуры. Ключевую роль в обеспечении долговечности и стабильности полотна играет балластный слой. Среди различных материалов, используемых для его устройства, щебень крупной фракции 40-70 мм занимает особое место.

Цель данной статьи — детально разобрать функции, требования и преимущества использования именно этой фракции в специфических условиях железнодорожного строительства, ориентируясь на профессиональную аудиторию инженеров и строителей.

1. Балластный слой железнодорожного пути: функции и требования

Балластная призма является важнейшим элементом верхнего строения пути, выполняющим комплекс задач, от которых напрямую зависит стабильность всей конструкции.

Назначение балластной призмы:

  • Распределение давления: Равномерная передача нагрузки от шпал на основную площадку земляного полотна, предотвращая его деформацию.
  • Обеспечение устойчивости: Фиксация рельсошпальной решетки, предотвращение ее смещения в продольном и поперечном направлениях под воздействием динамических нагрузок и температурных колебаний.
  • Амортизация: Упругое поглощение ударных и вибрационных нагрузок от движущихся поездов, что снижает износ как подвижного состава, так и самого пути.
  • Дренажная функция: Эффективный отвод дождевой и талой воды от шпал и рельсовых скреплений, что предотвращает просадку грунта и коррозию металлических элементов.

Общие требования к материалам балластного слоя:

  • Высокая механическая прочность и сопротивляемость истиранию и дроблению.
  • Морозостойкость, обеспечивающая сохранение структуры при многократных циклах замерзания и оттаивания.
  • Хорошие дренирующие свойства, обеспечиваемые оптимальным зерновым составом.
  • Высокое электрическое сопротивление для корректной работы рельсовых цепей автоблокировки.

2. Щебень фракции 40-70 мм: технические характеристики согласно ГОСТ

Нормативная база:

Основные требования к качеству щебня для балластного слоя железнодорожного пути регламентируются межгосударственным стандартом ГОСТ 7392-2014 «Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути». Этот документ определяет все ключевые характеристики материала.

Основные нормируемые показатели для щебня:

  • Зерновой состав: Хотя стандартной фракцией для главных путей является 25-60 мм, применение более крупных фракций, таких как 40-70 мм, возможно при строительстве оснований насыпей и на особо ответственных участках по согласованию с заказчиком.
  • Прочность: Определяется по маркам истираемости (И1) и сопротивлению удару (У75), что гарантирует минимальное измельчение щебня в процессе эксплуатации.
  • Морозостойкость: Устанавливаются высокие марки по морозостойкости (F150-F300), что критически важно для регионов с суровым климатом.
  • Лещадность: Строго ограничивается содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы (не более 15-25% в зависимости от группы), так как они снижают плотность укладки и механическую устойчивость слоя.
  • Содержание примесей: Не допускается наличие глины в комках, а содержание пылевидных и глинистых частиц, а также зерен слабых пород, строго лимитировано.

3. Специфика применения фракции 40-70 мм в железнодорожных насыпях

Крупная фракция 40-70 мм используется не повсеместно, а в тех случаях, где ее уникальные свойства обеспечивают максимальный технический и экономический эффект.

Роль крупной фракции в основании насыпи:

  • Использование в качестве несущего слоя или "подушки" при строительстве на слабых и переувлажненных грунтах для обеспечения общей стабильности конструкции.
  • Формирование основания для путей, рассчитанных на высокие осевые нагрузки и интенсивное движение, где требуется максимальная несущая способность.

Преимущества крупного зерна:

  • Улучшенный дренаж: Большие пустоты между зернами щебня обеспечивают беспрепятственный и быстрый отвод воды, предотвращая заиливание и потерю несущей способности.
  • Высокая механическая прочность: Крупные зерна, особенно из изверженных пород (гранит, габбро, диабаз), обладают повышенной устойчивостью к измельчению под шпалами.
  • Долговечность: Слой из крупного щебня медленнее загрязняется мелкими частицами, что увеличивает межремонтные интервалы и снижает эксплуатационные расходы.

Возможные области применения:

  • Строительство новых железнодорожных линий, особенно в сложных инженерно-геологических условиях.
  • Формирование мощных насыпей для подъездных путей к крупным промышленным объектам, портам и терминалам.
  • Капитальный ремонт и усиление существующих земляных полотен, особенно на участках с проблемами водоотвода.

4. Сравнение с другими фракциями и материалами

Сравнение с фракцией 25-60 мм:

Фракция 25-60 мм является основной для укладки в балластную призму на главных путях. Она обеспечивает хорошую расклинцовку и плотное прилегание к шпалам. Фракция 40-70 мм уступает ей в этом, но превосходит по дренажным свойствам и несущей способности, что делает ее идеальной для нижних слоев балласта и оснований.

Сравнение с фракцией 5-25 мм:

Мелкие фракции (5-20, 5-25 мм) используются на станционных и подъездных путях с невысокими скоростями и нагрузками. Они неприменимы для главных путей, так как быстро загрязняются, плохо отводят воду и не обладают достаточной прочностью. 

Альтернативные материалы (исторический и современный контекст):

Исторически в качестве балласта использовались песок, гравий, ракушечник и даже отходы металлургического производства (шлаки). Однако все они значительно уступают щебню из прочных горных пород по долговечности, дренирующим свойствам и способности сопротивляться динамическим нагрузкам.

Заключение

Щебень 40-70 мм играет незаменимую роль в создании надежных и долговечных железнодорожных насыпей. Его применение в основаниях путей и на участках со сложными условиями позволяет решать ключевые задачи по обеспечению несущей способности и эффективного водоотвода. Грамотное использование крупного щебня является признаком высокого профессионализма в проектировании и строительстве железных дорог, а выбор поставщика, способного гарантировать соответствие материала строгим стандартам, — ключевым фактором успеха.

Компания «Гранит Атолл» производит и поставляет высококачественный гранитный щебень фракции 40-70 в Екатеринбурге и Свердловской области, обеспечивает реализацию самых ответственных проектов необходимым материалом. Именно строгое соблюдение требований ГОСТ при выборе материала гарантирует, что железнодорожное полотно будет служить безопасно и эффективно на протяжении десятилетий, выдерживая постоянно растущие нагрузки современного железнодорожного транспорта.

Оставьте заявку
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK